Финансовый план: как оптимизировать расходы и увеличить прибыль

Когда все цифры сходятся, в компании порядок, то она движется к цели системно и пошагово, и в конце концов достигает ее. Помогает это реализовать финансовый план.

Что такое финансовый план, как его составить, какие принципы помогут разложить все по полочкам, обсудим дальше.
Финансовый план — это документ или совокупность документов, план управления и развития компании в денежном выражении.

Финансовое планирование: для чего?

Допустим, вы запланировали к концу следующего года увеличить выручку компании в 2 раза, и знаете, что для этого нужно сделать. Вы понимаете цель и методы ее достижения.

Финансовое планирование помогает эту цель и методы оцифровать, чтобы оценить будущие расходы: на рекламу, производство, необходимое оборудование и т.д.

Полезные функции финансового планирования

Безопасность. Финансовое планирование помогает оценить риски принятия какого-то решения, застраховаться от непредвиденных расходов при помощи резервного фонда.
Внутрихозяйственная координация. Когда расходы всех отделов компании взаимосвязаны, все траты сбалансированы. Если мы вкладываемся в рекламу, чтобы увеличить количество заявок, мы вкладываемся и в производство, чтобы выполнить больше заказов. Не получится «перекоса».
Оптимизация расходов. Суть финансового планирования не в том, чтобы любой ценой сэкономить, а в том, чтобы при тех же тратах получить больше.
Контроль ресурсов компании. Вы двигаетесь к цели не хаотично и не вслепую, а осознанно и последовательно, что позволяет прийти к ней в разы быстрее.
Скорость. Финпланирование помогает выбрать нужную стратегию: не спешить там, где нужна осторожность, и принимать быстрые решения, где важно не упустить возможность.

Виды финансовых планов

В моей компании составляется 3 вида финансовых планов: долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный. Сейчас расскажу, в чем отличия.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

✅ Долгосрочный (стратегический).
Это план развития компании, который составляется на 3-5 лет.

✅ Среднесрочный (тактический).
Тактический финансовый план разрабатывается на 1-3 года. По сути это детализация стратегического плана с описанием конкретных действий с показателями по каждому отделу, которые приведут к достижению цели.

✅ Краткосрочный (оперативный).
Составляется на период до года, как правило, на месяц или квартал. Формат — список задач, которые должны выполнять сотрудники, чтобы достичь нужных показателей и результатов.

Как «подстелить себе соломку»

Финансовый план предприятия составляется в 3 вариантах: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный.

Пессимистичный. Здесь вы указываете минимальную планку, ниже которой нельзя опуститься, а также негативный сценарий развития событий, который, скорее всего, не произойдет. Например, сломается какое-то оборудование, и вместо 10 тыс. единиц товара вы произведете 5 тыс.
Реалистичный. Это предполагаемый ход развития событий, подкрепленный либо опытом, либо логикой. То есть, возможно, вы еще не достигали каких-то результатов, но понимаете, что выполните несколько действий и достигнете.

Оптимистичный. В этом варианте пропишите самый позитивный сценарий. Например, вы планируете закупать рекламу за 50 тыс. руб., но вдруг получится договориться на бартер? Маловероятно, но все же возможно.

Ориентироваться мы будем на реалистичный сценарий, но все равно нужно быть готовым ко всему. «‎Подстелить соломку», чтобы какое-то событие, которое мы могли предусмотреть, не выбило нас из колеи.

Показатели финансового плана

Финансовые показатели индивидуальны, но для большинства компаний актуально будет указать в плане:

  • выручку;
  • объем затрат на выпуск продукции;
  • рентабельность активов и собственного капитала;
  • оборачиваемость активов;
  • ликвидность;
  • устойчивость;
  • долговые обязательства.

Алгоритм составления финансового плана

Перед тем как ставить цель нужно посмотреть на то, что есть сейчас. При этом важно не мнение, а факты, конкретные цифры. Итак, что делать:

  • Посчитайте активы. Это ресурсы, которыми владеет и распоряжается компания, чтобы получать прибыль — материальные, нематериальные и финансовые.

Материальные активы — это физическое имущество компании: оборудование, мебель, транспорт, готовая продукция и пр. Нематериальные активы — это нефизическое имущество: программное обеспечение, торговая марка, лицензия и пр. Финансовые активы — наличные деньги, вклады, вложения в акции.

1. Оцениваем финансовое положение

Перечислите активы и напишите стоимость каждого, а потом посчитайте общую стоимость.

Важно: дебиторка (сколько вам должны) — это тоже актив, если срок погашения до 1 года.

  • Отнимите от этой суммы, сколько вы должны (сюда входят деньги, а также цена товаров или услуг). Получится прибыль компании.

  • Напишите, сколько в среднем вы зарабатываете. То есть, сколько денег можете вытащить в месяц без ущерба организации.
Почему не цели, а «хотелки»? Потому что мы еще должны проверить, насколько они реалистичны. А это следующий шаг.

Сейчас выпишите список «хотелок», желательно с указанием стоимости и сроков. Фиксируйте все идеи, пока не сильно задумываясь, сможете ли воплотить их.

2. Ставим «хотелки»

3. Составляем финансовую модель

Финансовая модель — это система показателей, благодаря которой можно контролировать денежный поток, прогнозировать выручку, прибыль, а еще — посмотреть, как изменение внутренних или внешних факторов отразятся на компании.

У каждого бизнеса своя неповторимая финмодель. У вас есть ограничивающие факторы — внешние и внутренние, от которых зависит выручка и прибыль. Внешние — спрос на ваш товар/услугу, экономическая ситуация в стране, конкуренция и пр. Внутренние — это количество сотрудников, объем продукции, который вы можете произвести на имеющемся оборудовании и т.д. И вот задача финансовой модели — собрать все показатели воедино и оценить возможности.

В финансовой модели описывается 4 блока:

  1. Выручка и воронка продаж.
  2. Постоянные и переменные издержки.
  3. Амортизация (снижение стоимости актива вследствие его использования, изнашивания или старения), налоги, кредиты, на основе этих данных считается чистая прибыль.
  4. Оборотный капитал и движение денежных средств, баланс (описание активов и пассивов).

Эти расчеты помогут нам выяснить, насколько реалистичны наши цели, и какие действия нам нужно предпринять для их достижения.

4. Описываем 3 варианта развития событий

Допустим, мы выбрали цели и выявили, что их вполне реально достичь за год. Определили, каких показателей нам нужно достичь, чтобы воплотить их в жизнь. Теперь пропишите 3 варианта развития событий: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный.

В каждом из них зафиксируйте конкретные цифры по ключевым показателям, которых нужно придерживаться, например: конверсия, расходы, средний чек и т.д.
Итак, когда вы уже обозначили ключевые показатели, переходим к подготовке плана. Допустим, вы определили, что минимально вам нужно делать условно 100 продаж в день.

При средней конверсии 10% получается, что нужно совершать 1000 звонков в день. У вас 3 менеджера по продажам, соответственно, каждый должен делать 1000/3=333.3, то есть, 334 звонка.

5. Составляем и реализовываем план

Что делаем дальше, чтобы план сработал:

✅ Ставим повторяющуюся задачу на каждого менеджера по продажам.
✅ Организовываем работу отдела, чтобы менеджеры и РОП видели каждый день статистику.
✅ Внедряем контроль, чтобы регулировать количество звонков и конверсию.
✅ Вовремя принимаем меры, если видим отклонения от нормы в меньшую сторону.

То же самое повторите для других важных для вас показателей. Когда запланируете работу со всеми отделами, договоритесь о регулярных координациях с их руководителями. Теперь вы будете в роли дирижера: управлять оркестром, чтобы все играли слаженно и в унисон.

Мы рассмотрели в общих чертах, как составляется финансовый план компании. Дальше планировать деятельность можно отдельно по каждому отделу или даже проекту. Перед тем как реализовать какую-то идею, целесообразно сначала составить финансовый план проекта, который позволит воплотить цель при минимальных расходах.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Сначала платите себе. И еще 5 принципов финансового планирования

1. Сначала платите себе. Самый главный обмен у компании — с владельцем. Он источник энергии. Если он только вкладывает и не получает отдачи, то он, а следом и компания начинает угасать. Определите процент, который можете забирать себе без ущерба для компании и платите сначала себе.

2. Распоряжайтесь только теми деньгами, которые заработали.

3. Все расходы планируйте заранее. Вы знаете, что в июле день рождения компании, значит, можете с начала года откладывать на него небольшими суммами.
4. Смотрите на расходы с точки зрения того, какие доходы они вам принесут.

5. Синхронизируйте действия. При распределении финансов учитывайте деятельность всех отделов предприятия.

6. Документируйте финансовую и хозяйственную деятельность предприятия. Некоторые расходы могут казаться вам мелочью, а к концу месяца влетать в копеечку. Поэтому важно фиксировать все действия. Что задокументировано, то управляемо.
Финансовый план — уверенный шаг к системной компании, но это только одна грань бизнеса. Обучайтесь и систематизируйтесь вместе с РУС «Квант» и увеличивайте прибыль в 3-10 раз за год.

РУС «Квант» это:

1. Обучение управлению. Обучаем эффективному управлению организацией, персоналом и финансами.

2. Программное обеспечение. Описывайте и автоматизируйте бизнес-процессы, ставьте повторяющиеся задачи и будьте уверены, что 100% идей воплощаются.

3. Контроль. Предоставляем сотрудника-коммуникатора, который контролирует исполнительскую дисциплину в вашей компании.

Оставьте заявку на консультацию

И узнайте, как систематизировать ваш бизнес