Помощник руководителя: кто такой и какие задачи на него можно переложить

От помощника руководителя зависит, насколько эффективно будет использоваться время первых лиц в компании. Сможет ли предприниматель заниматься стратегией. Хорошо ли будет организована деловая поездка. И многое другое. Это правая рука руководителя, генерального директора или ТОПового управленца, поэтому к должности высокие требования, у нее много особенностей и нюансов, которые мы сегодня и разберем.

Как понять, что пора нанимать ассистента?

  • 1
    Масса мелких задач нагоняет на вас тоску
    Вы испытываете усталость, стресс или профессиональное выгорание.
  • 2
    Вы занимаетесь низкоквалифицированными функциями
    Например, бронирование отеля, заказ билетов, заполнение графика встреч и т. д.
  • 3
    Систематические завалы
    Постоянные авралы не дают заниматься стратегией и масштабированием.
  • 4
    Вам не нравятся задачи
    У вас организована работа, но задачи, которые вы выполняете, вам не нравятся.
Если вам это знакомо, значит, пора задуматься о найме ассистента. И первый вопрос — какие у него функции, что ему можно передать? Единый список обязанностей сформулировать невозможно, поскольку этот сотрудник может выполнять разные роли. Сейчас рассмотрим, какие.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Личный помощник руководителя: какие роли может выполнять

У большинства людей личный помощник начальника ассоциируется с секретарем, который приносит кофе и заказывает канцелярию. На самом деле в его обязанности входит набор функций, который называется административная поддержка.

Административная поддержка руководителя — это общее управление офисом: канцелярская работа, отчетность, обработка данных, коммуникации с клиентами и сотрудниками, управление проектами и др.

Рассмотрим, какие административные роли может выполнять персональный ассистент:
1. Специалист по делопроизводству — это человек, который занимается ведением документооборота. Частично он может выполнять функции секретаря: отвечать на звонки, письма, составлять расписание, общаться с посетителями, организовывать командировки и т. д.

2. Офис-менеджер: этот сотрудник снабжает офис всем необходимым, контролирует документооборот, помогает спланировать встречи, совещания и разные мероприятия. Также может выполнять функции секретаря.

3. Секретарь-референт: как правило, выполняет «механическую работу» — принимает телефонные звонки, ведет и систематизирует документацию, взаимодействует с посетителями, организовывает деловые поездки.

4. Секретарь-ассистент: это личный помощник, который выполняет функции специалиста по делопроизводству и частные поручения руководителя.

5. Бизнес-ассистент (business assistant) — кто это? Должность связана с наибольшей ответственностью. Это личный помощник генерального директора или управленца, он может принимать самостоятельные решения, искать подрядчиков, давать поручения и решать проблемы в рамках своих компетенций.

Какие обязанности у личного помощника руководителя?

Общие обязанности

⚡️ Обеспечение эффективной деятельности руководителя: организовывать встречи, составлять расписание, поддерживать порядок в рабочем кабинете, координировать деятельность сотрудников.

⚡️ Коммуникации: общаться с клиентами, партнерами, сотрудниками компании, принимать гостей, проводить переговоры, отвечать на звонки / письма, разбирать коммерческие предложения от потенциальных партнеров, принимать предложения и пожелания от работников.

⚡️ Аналитика и отчетность: составлять отчеты и запросы в разные отделы организации, собирать и анализировать данные, составлять резюме совещаний и встреч.

⚡️ Ведение документации.

⚡️ Обеспечение жизнедеятельности офиса (бумага, канцелярия, вода и т. д.).

⚡️ Управление проектами: контролировать выполнение задач и сроки, обеспечивать своевременную подготовку и предоставление необходимых документов и ресурсов.

⚡️ Сопровождение управленца в командировках и деловых поездках, помощь в их организации.

⚡️ Выполнение других рабочих поручений.

        Дополнительные обязанности

        Как правило, у ассистента руководителя функционал шире, чем у секретаря или администратора. Часто он выполняет какие-то дополнительные функции:

        ⚡️ переводит документы с иностранного языка;
        ⚡️ помогает решить бытовые вопросы в поездках: организовать трансфер, забронировать отель, оплатить питание и пр.;
        ⚡️ заменяет руководителя на мероприятиях.

              Права и ответственность

              Права помощника руководителя:

              1. Право на доступ к конфиденциальной информации, связанной с бизнесом, клиентами, партнерами и т. д.

              2. Участие в принятии решений, связанных с работой компании (окончательное решение принимает руководство компании).

              3. Управление проектами: имеет право контролировать сроки, качество работы, использование ресурсов, давать распоряжения от лица руководителя.

              4. Право на подписание документов: в соответствии с установленными правилами и процедурами, если ему предоставлены соответствующие полномочия.
                5. Организация встреч и мероприятий.

                6. Участие в обучении и развитии, информирование о возможностях оптимизировать работу, требование оптимальных условий для этого.

                7. Получение информации от других сотрудников, которая нужна для выполнения обязанностей.

                8. Участие в рабочих встречах руководителя.

                9. Получение вознаграждения, установленного правилами компании.
                Помощник руководителя несет ответственность за:

                • нанесенный компании ущерб из-за принятия некомпетентных решений;
                • разглашение конфиденциальных данных организации;
                • невыполнение или некорректное выполнение своих функций;
                • нарушение законов, произошедшее в процессе работы.
                Ответственность, которую несет сотрудник, определяется соответственно трудовым законодательством, документами фирмы и действующим законодательством.
                Алексей Молчанов
                Основатель Envybox и РУС КВАНТ

                Какими компетенциями должен обладать персональный ассистент руководителя?

                Навыки

                1. Проактивность: умение брать на себя ответственность, сохранять самообладание, ставить цели и достигать результата, решать проблемы.

                2. Коммуникативные навыки: умение слушать и слышать, договариваться, разруливать конфликты, грамотно вести деловую переписку и пр.

                3. Владение офисными программами: электронная почта, текстовые редакторы, электронные таблицы, онлайн-системы управления проектами и т.д.

                4. Тайм-менеджмент: эффективное управление своим и чужим временем, чтобы достичь всех целей организации в установленный срок.

                5. Знание законодательства, а именно разделов, которые касаются административной и производственной деятельности компании.

                6. Навыки ведения документооборота.

                7. Владение иностранным языком (в некоторых случаях).

                Личностные качества

                Разумеется, помощник руководителя должен быть стрессоустойчивым, ответственным, инициативным и организованным. Этот список можно продолжать долго, поэтому давайте остановимся на ТОП-5 личностных качествах, которые характеризуют хорошего специалиста:

                1. Преданность компании и руководителю.

                2. Исполнительность, то есть способность быстро и точно выполнять возложенные поручения.

                3. Соблюдение принципов профессиональной этики. Способность действовать в соответствии с правилами компании и не разглашать конфиденциальную информацию.

                4. Креативное мышление, умение находить нестандартные решения ситуаций.

                5. Трудолюбие.

                Должностная инструкция помощника руководителя: как составить?

                Жестких требований к составлению должностной инструкции ассистента руководителя нет, в законодательстве РФ процесс составления этого документа не регламентирован. Так что рассмотрим базовую структуру.
                1. Общие положения. В этом разделе:

                ⚡️ опишите, какие требования предъявляете к соискателю;
                ⚡️ укажите порядок заключения и расторжения трудового договора;
                ⚡️ определите иерархию подчинения;
                ⚡️ укажите, на каких условиях будет происходить замещение сотрудника в период его отсутствия.

                2. Должностные обязанности. Перечислите список обязанностей сотрудника. Описывайте не только основные функции, но и задачи, которые кажутся само собой разумеющимися: составление итогов встреч, информирование руководства о проблемах компании и т. д. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтов и урегулировать споры.
                3. Права. Перечислите права сотрудника в соответствии со списком, который мы с вами рассмотрели выше.

                4. Ответственность. Укажите, за что сотрудник несет ответственность в соответствии со списком, который рассмотрели выше. Описывать меры ответственности за конкретные нарушения не нужно, обычно они определяются предметно в ходе работы.

                На свое усмотрение вы можете добавить еще пару пунктов, например, описать условия труда.
                Рекомендация от меня: внимательно подходите к составлению должностной инструкции. Не копируйте типовые образцы, они не учитывают нюансы работы вашего бизнеса и особенности сферы в целом.
                Алексей Молчанов
                Основатель Envybox и РУС КВАНТ

                Как найти хорошего помощника?

                Где можно искать перспективных специалистов:

                1. В своем окружении. Как минимум, расскажите своим близким и друзьям, что ищете помощника. Если вам удастся выбрать сотрудника из своего окружения, ему с большей уверенностью можно будет доверить конфиденциальную информацию.

                2. Среди сотрудников компании. Возможно, у вас в подчинении есть люди, которые готовы освоить новые навыки и занять эту должность. Здесь преимущество в том, что они уже знают особенности сферы и бизнеса, а значит, быстрее включатся в работу.

                3. На работных сайтах и в соцсетях. Размещайте вакансию не только на hh.ru, а и на других работных сайтах (Superjob.ru, Зарплата.ру, Работа.ру и др.). То же самое касается соцсетей: чем больше поток соискателей вы создадите, тем выше шансы найти подходящего именно вам сотрудника.
                Ваш помощник быстрее адаптируется и будет эффективно работать, если все бизнес-процессы в компании будут описаны и систематизированы.

                1. Регламенты и инструкции с регулярной проверкой знаний позволят новичку быстро освоиться, никого не отвлекая.

                2. Программное обеспечение, в которое уже внесены повторяющиеся задачи, минимизирует человеческий фактор. Задачи не теряются, не забываются.

                3. Сформированная идеология поможет специалисту найти свои мотиваторы и работать не только из-за денег, но и ради достижения совместных целей.
                Алексей Молчанов
                Основатель Envybox и РУС КВАНТ
                Систематизируйте бизнес в РУС «Квант»: узнайте гораздо больше инструментов для квантового роста и обучайтесь работе в системе, где задачи выполняются без вашего участия.

                РУС «Квант» это:

                1. Обучение управлению. Обучаем эффективному управлению организацией, персоналом и финансами.

                2. Программное обеспечение. Описывайте и автоматизируйте бизнес-процессы, ставьте повторяющиеся задачи и будьте уверены, что 100% идей воплощаются.

                3. Контроль. Предоставляем сотрудника-коммуникатора, который контролирует исполнительскую дисциплину в вашей компании.

                Оставьте заявку на консультацию

                И узнайте, как систематизировать ваш бизнес