Координация в менеджменте: эффективный инструмент или посиделки?

Руководители делятся на 2 лагеря: одни считают координации (совещания) бесполезной тратой времени, «‎посиделками»,‎ другие — эффективным инструментом управления. Забежим немного наперед: правы и те, и другие. Все зависит от того, как вы этот инструмент используете.

Сегодня рассматриваем, в каких случаях координация будет помогать компании достигать результатов, и как ее правильно проводить.
Координация — это совещание, которое проводят для того чтобы организация работала непрерывно и бесперебойно. Координирующая функция в менеджменте обеспечивает согласованность и упорядоченность действий всех подразделений и звеньев компании, в результате чего достигается ее цель.

Типичные проблемы совещаний: от планерок до совета директоров

Неорганизованность. В ходе совещания обсуждаются мелкие вопросы, а на стратегические не хватает времени.
«Хождение по кругу». Вместо того чтобы сконцентрироваться на решении, участники по 10 кругу обсуждают проблему. «‎Размусоливание»‎ ни к чему не приводит, итог встречи — поговорили и разошлись.
«Копилка идей». У совещания нет конкретной цели, поэтому по ходу руководитель придумывает новые идеи, хотя старые еще не были реализованы.
«Зачем я здесь?». Приглашается вся команда, большинство участников слушает обсуждение вопросов, которые их не касаются. Такое совещание затягивается и отнимает у сотрудников время.
Перекладывание ответственности. Вместо того чтобы думать об общей пользе, сотрудники «топят» коллег из других отделов.
Как следствие, координации неэффективны. Подобный подход превращает отличный управленческий инструмент в простую формальность или «‎посиделки», которые для добросовестных работников, скорее, демотиватор.

Получается как в анекдоте:

— А ты сегодня был на планерке?
— Нет, я и дома отлично поспал.

Рассмотрим, что делать, чтобы координация была результативной.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Определяемся с целью

У координации 4 основные цели:

  1. Регулирующая: контролировать, чтобы сотрудники слаженно выполняли работу по существующим технологиям и достигали целей организации.
  2. Стимулирующая: возвращать внимание сотрудников на цель компании, мотивировать.
  3. Превентивная: предусматривать возникновение проблем и принимать опережающие решения.
  4. Устраняющая: устранять конфликты между сотрудниками / отделами, решать существующие проблемы.
Подумайте, с какой целью вы будете проводить совещание? Не обязательно выбирать одну, но важно задать себе вопрос «‎Зачем?». Проанализируйте, какое было бы идеальное завершение встречи. Какие вопросы вы хотели бы закрыть?

Запишите себе ожидаемый конечный результат координации. Например:

  • подведены итоги недели и составлен план на следующую;
  • выбран сюжет рекламного ролика из 3 вариантов;
  • сотрудникам проведена презентация новой системы мотивации, сформировано лояльное отношение к ней.

Если координация у вас проводится регулярно, не обязательно писать каждый раз разный ОКР, его можно сформулировать единожды. Но для внеплановых совещаний всегда нужно определять ожидаемый конечный результат встречи.

Выбираем, какие виды координаций будем проводить

Рассмотрим 3 основных вида координаций: управленческие, управленческие с персоналом и кросс-функциональные. Подумайте, какие из них вы будете проводить ситуативно, а какие регулярно.

1. Управленческие

Есть 3 типа управленческих координаций: стратегические, инструктивные и оперативные.

✅ Стратегические
Как часто проводятся: раз в месяц или по необходимости
Кто участвует: собственники, исполнительный директор, ТОП-менеджмент
Цель: определить цели компании на ближайший период, вектор развития


✅ Инструктивные
Как часто проводятся: по необходимости
Кто участвует: директор компании, ТОП менеджмент, руководители департаментов, отделов
Цель: передать решения руководства компании «по цепочке» сверху вниз, согласовать план действий по достижению этих решений, сроки и точки контроля

✅ Оперативные
Как часто проводятся: регулярно с определенной периодичностью (обычно раз в неделю/месяц)
Кто участвует: директор компании, ТОП менеджмент, руководители департаментов, отделов
Цель: передать информацию о текущем состоянии дел в компании «по цепочке» снизу вверх, обсудить отклонения от плана (если есть), обменяться мнениями, скорректировать план, если это необходимо

2. Управленческие с персоналом

В таких координациях, как правило, участвует руководитель отдела и его подчиненные. Проводятся еженедельные и ежедневные совещания.

Еженедельные
На этих координациях:

  • обсуждается отчет за прошлую неделю и план на следующую — по каждому сотруднику;
  • демонстрируются результаты отдела, выражается благодарность всем причастным, освещаются заслуги сотрудников, которые перевыполнили план;
  • обсуждаются невыполненные задачи: причины, как исправить ситуацию;
  • происходит знакомство с новыми сотрудниками;
  • возвращается внимание сотрудников на цель компании.
Проводятся каждый день во всех подразделениях компании, задача — замотивировать сотрудников, вернуть фокус на цель и достижение нормы. Алгоритм:

  1. Собрать сотрудников.
  2. Проверить у одного сотрудника выполнение задач и плана по показателям. Если он выполнил норму — похвалить, если нет — спросить, почему. Призвать обращаться за помощью.
  3. Попросить назвать дневную норму на сегодня и список задач на достижение этой нормы. Пожелать успехов.
  4. Повторить с каждым сотрудником.
Установочные (ежедневные)

3. Кросс-функциональные

Это координации между сотрудниками, которые друг другу не подчиняются, но работают над одним проектом. Такие встречи нужны для того, чтобы разные отделы не конкурировали между собой, а согласовывали действия и достигали синергии.

Есть 2 основных типа кросс-функциональных координаций: регулирующие и устраняющие:

  1. На регулирующих обсуждаются планы, текущая деятельность и результаты. Сотрудники разных отделов согласовывают и упорядочивают свои действия.
  2. На устраняющих решаются насущные проблемы, «‎разруливаются» ‎конфликты между сотрудниками или отделами.
2 типа кросс-функциональных координаций
Например, нам нужно помирить отдел продаж и маркетинга. Очень распространенная ситуация, когда менеджеры по продажам говорят, что лиды нецелевые, а маркетолог — что отдел продаж их плохо прорабатывает.

В этой ситуации важно обеспечить эффективные коммуникации между отделами и проводить регулярные координации. На них нужно искать совместные решения:

  • разделять лиды по степени готовности клиента к покупке, работать с ними по-разному;
  • внедрить оценку качества проработки заявок;
  • обсуждать популярные возражения клиентов, чтобы больше понимать ЦА.

После обсуждения этих вопросов сотрудники начинают больше ценить и понимать работу друг друга.
То, что мы выделили несколько видов координации, не означает, что нужно проводить по 20 встреч в месяц. В зависимости от специфики бизнеса вы можете объединять некоторые виды совещаний в одно, если оно будет от этого продуктивнее.

К примеру, в моей компании на еженедельном совещании присутствуют сотрудники всех отделов, руководители и исполнительный директор. Она одновременно и управленческая, и кросс-функциональная. Но не всем такой формат будет подходить, ориентируйтесь на свои потребности и цели.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Координация и контроль: в чем разница?

Некоторые руководители проводят совещание только с целью контроля, но для достижения целей компании этого недостаточно. Ведь в чем разница между контролем и координацией?

Контроль — это наблюдение за деятельностью, сравнение действий/показателей с плановыми и выявление отклонений.

Координация — это организация слаженной работы команды. Благодаря координациям руководитель как дирижер управляет оркестром, чтобы все участники играли свою партию не в отрыве от остальных, а в унисон. Иногда для того чтобы обеспечить слаженную работу даже формируется специальный отдел координации.

Готовимся к координации

Если вы планируете проводить устраняющую координацию, или совещание, на котором хотите осветить важный вопрос / принять важное решение, нужна предварительная подготовка по алгоритму:

Определить роли
Один сотрудник может играть одну роль или несколько:
  1. Руководитель — человек, который ответственный за результат в том вопросе, который будет обсуждаться.
  2. Ответственный — организовывает подготовку совещания, информирует всех о дате/времени, рассылает материалы, ставит задачи по результатам.
  3. Хронометражист — следит за временем.
  4. Секретарь — ведет протокол совещания. Записывает мнения, факты и принятые решения.
  5. Остальные участники (докладчики, содокладчики, оценивающие и т.д.).

✅ Определить участников
С одной стороны, количество должно быть минимальным. С другой — если сотрудник не будет активно участвовать в обсуждении, но будет участвовать во внедрении, его тоже стоит пригласить. Чтобы утвердить те идеи, которые реально реализовать на практике.

✅ Подготовить список вопросов
Расставьте вопросы в порядке приоритетов. Такой список поможет вам держать фокус на главном и заранее определить, сколько времени займет координация.

✅ Отправить материалы
Если участникам нужно ознакомиться с какими-то материалами до координации, отправьте их заранее.

Запланировать встречу
Поставьте всем участникам задачу с напоминанием.

5 принципов эффективной координации, или как не превратить совещание в сотрясание воздуха

Лондонская консалтинговая компания STL Microsoft Training проводила исследование, и по его результатам выяснилось: в среднем сотрудники компаний ходят на 207 совещаний в год. Из них 67% неэффективные.

Отсюда вывод: не проводите совещание ради совещания. Просто поговорить можно и в курилке на перерыве, а рабочее время провести с пользой.
«Кто может, делает; кто не может, заседает», The Daily Telegraph, 1979 г.
Задумайтесь над этими словами. Действительно ли вам нужны все совещания, которые вы проводите?
А для тех случаев, когда координация 100% необходима, я подготовил 5 принципов. Придерживайтесь их, чтобы добиться эффективности.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

  1. Строгий тайминг

Закон Паркинсона гласит: работа занимает все время, отведенное на нее. Одну и ту же встречу можно провести за 15 минут или за 30 — в зависимости от того, сколько времени вы на нее выделите. Если запланировали потратить 30 минут, будьте уверены, что помимо работы сотрудники еще обсудят, какой фильм вышел в кинотеатре. Если же ограничиться 15-ю, времени отвлекаться не будет.

Но, конечно, отталкиваться нужно от цели: если вы хотите провести мозговой штурм всем отделом, понадобится больше времени.
Гендиректор Amazon Джефф Безос рекомендует придерживаться «правила двух пицц» (two pizza rule): на любой встрече должно быть ровно столько участников, чтобы их можно было накормить двумя пиццами​, то есть не больше 8 человек.

Это не строгое правило, но очень часто оказывается полезным руководителям.

2. Ограниченное количество людей

3. Следование цели

Руководите процессом, чтобы координация достигла своей цели. Если вы созвонились обсудить итоги и планы, не превращайте совещание в тренинг или мозговой штурм.

К примеру, вы проводите координацию, и выясняется, что менеджер по продажам Вася не знает, как ответить на жалобу. Первое желание руководителя — открыть скрипт, показать ему нужный ответ, объяснить важность отработки такого вида жалоб и алгоритм работы с ними. Но поддавшись соблазну руководитель отнимет у всех участников 20+ минут.

В таком случае лучше организовать с Васей отдельную встречу и не отвлекать остальных.
Каждый участник должен приходить на координацию подготовленным. Если на совещании нужно отчитаться по результатам текущего периода, недопустимо, чтобы этот отчет составлялся прямо на встрече.

В таких случаях либо переносите координацию, либо попросите не подготовившегося сотрудника отчитаться отдельно.

4. Предварительная подготовка

5. Фиксация договоренностей

Фиксируйте в письменном виде все, о чем договариваетесь на координации. Если появилась новая задача — сразу же ставьте ее в систему, в которой работаете. С указанием ответственного, исполнителей, срока и т.д.

Зачем это делать? Давайте представим ситуацию. Вы на координации договорились, что менеджер по продажам Наташа прозвонит участников вебинара. Это нигде не зафиксировали. Через 2 дня выясняется, что Наташа не выполнила задачу, забыла. Итог — упустили потенциальных клиентов, потеряли деньги.
Координации будут гораздо эффективнее, если у вас будет программное обеспечение, заточенное под ваш бизнес.

В РУС «Квант» есть:

1. Регламенты и инструкции. Они прикрепляются к каждой функции, соответственно, сотрудники выполняют работу по ним и достигают результатов своего труда.

2. Функция «повторяющиеся задачи». Повторяющиеся задачи система будет формировать автоматически, без вашего участия.

3. Коммуникатор. Мы предоставим вам человека, который будет контролировать выполнение задач и напоминать сотрудникам о «просрочках».

Оставьте заявку на консультацию

И узнайте, как систематизировать ваш бизнес