Что делать, когда команду начинает «штормить»: методы управления конфликтами

На hh.ru проводился опрос на тему конфликтов на работе, и 68% опрошенных рассказали, что сталкивались с психологическим давлением со стороны начальства или коллег. Как это проявлялось: обесценивание труда, разговор на повышенных тонах, пренебрежение, хамство и т. д. В 43% случаев эти люди в итоге увольнялись, 9% получали нервный срыв.

Каждую команду рано или поздно начинает «штормить». Но если руководитель знает методы управления конфликтами и грамотно их использует, можно сохранить благоприятную атмосферу в команде.

Что такое управление конфликтом и почему нельзя все пустить на самотек

Конфликты в коллективе неизбежны. В процессе работы иногда появляются противоречия, трения, несогласия между сотрудниками — это нормально. Если не давать этим конфликтам разрастаться, то от такого (казалось бы) негативного процесса можно извлечь пользу. Например, найти более эффективные алгоритмы работы, решить внутренние проблемы, закрыть потребности участников и дать команде новый импульс.

Управление конфликтами в организации — это процесс урегулирования споров, устранения разногласий между людьми с противоположными точками зрения. Конечная цель состоит в том, чтобы сотрудники достигли согласия и вышли из ситуации с чувством удовлетворенности. А в более глобальном смысле руководителю нужно стремиться к тому, чтобы создать здоровую атмосферу в коллективе. Поэтому к понятию «управление конфликтами» также относят прогнозирование, регулирование и стимулирование.
  1. Прогнозирование — это предвидение потенциальных конфликтов. То есть, обнаружение факторов, которые могут их вызвать, например, соперничество за ресурсы, неравенство, противоречия в целях или стресс.
  2. Регулирование конфликта — это использование методов и приемов управления для их разрешения. Рассмотрим дальше, каких именно.
  3. Стимулирование — это стратегия, в которой лидеры или менеджеры сознательно вызывают или поддерживают определённый уровень конфликта. Но здорового конфликта. Такого, который стимулирует креативное мышление и поиск новых подходов в работе. Например, руководитель с этой целью может организовывать дебаты, использовать в системе мотивации соревновательный эффект, повышать сложность задачи.
Почему нельзя пустить все на самотек? Игнорирование конфликтов со стороны руководителя может привести к тому, что у сотрудников будут накапливаться эмоции, появляться напряженность, потом враждебность. Это ведет к отсутствию заинтересованности в работе, снижению продуктивности и постепенному разрушению команды.
Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Основные принципы управления конфликтами

  • 1
    Принцип заинтересованности
    Вам нужно быть искренне заинтересованным в том, чтобы конфликт разрешился. Слушайте и пытайтесь понять точку зрения всех участников, их интересы и потребности.
  • 2
    Принцип системности
    Не фокусируйтесь только на «симптомах» конфликта, ищите причины его возникновения, пробелы в системе. Возможно, стоит обратить внимание на организационную структуру, культуру компании, бизнесс-процессы и др. факторы. Только тогда можно разработать решения, которые будут эффективными на долгосрочной основе.
  • 3
    Принцип исключения односторонней ответственности
    Каждый участник конфликта делает определенный «вклад» в его развитие. Поэтому для урегулирования спора не нужно искать одного виноватого. Уважайте позицию каждого сотрудника и объясняйте, что ответственность за решение проблемы лежит на всех, а значит, все должны постараться его найти.
  • 4
    Принцип нейтралитета посредника
    Руководитель, который взялся за урегулирование конфликта, должен сохранять нейтралитет.
  • 5
    Принцип профилактики
    После устранения конфликта нужно проанализировать, как в дальнейшем его избегать. Лучшее лечение — это профилактика.

Методы управления конфликтами в организации

Есть несколько групп методов решения конфликтов. Давайте рассмотрим их более подробно, чтобы понимать, в каких случаях можно их применять.

Внутриличностные методы

Внутриличностные методы фокусируются на человеке и его внутреннем мире. Они сводятся к тому, чтобы правильно реагировать на конфликт, контролировать эмоции и выражать свое мнение спокойно и не задевая чувства других людей. Какие методы здесь применяются:

1. «Я-подход». Вместо того чтобы сказать «Ты не выполнил свою задачу, не прислал отчет до 18.00» сотрудник говорит «Я ожидал отчет до 18.00». То есть, выражает свое мнение без обвинений.

2. Техника вербализации. Она помогает наладить коммуникации и выделить рациональные составляющие из доводов противоположной стороны.
С этой целью используется 3 приема: выяснение, перефразирование, резюмирование.

Выяснение — это просьба предоставить дополнительную информацию касаемо текущего вопроса. Здесь задача разговорить сотрудника, дать понять, что его готовы слушать, не перебивая и без оценочных суждений.

Перефразировать — значит, повторить то, что сказал человек, только другими словами. Максимально вежливо. Например, начать можно с фразы «Правильно ли я понимаю... », «То есть, на ваш взгляд... ».

Резюмирование — это подведение итогов. Выслушав позицию сотрудника, нужно подвести черту: «Если подытожить, то... Вашей основной идеей была... В результате... ».

Структурные методы

Структурные методы помогают урегулировать конфликты, которые возникают из-за ошибок в управлении. Например, неправильного распределения обязанностей, несправедливой системы мотивации, плохих условий труда и т. д. Какие это методы:

⚡️ Разъяснение требований к работе. Этот метод заключается в определении и объяснении требований к выполнению работы, ролей и обязанностей сотрудников, а также ожидаемых результатов.

⚡️ Использование координационных механизмов. Цель этого метода — обеспечить слаженную работу команды, облегчить взаимодействия между сотрудниками и отделами. Для этого можно проводить регулярные совещания, согласовывать промежуточные результаты или использовать механизм иерархии.

⚡️ Формулирование целей компании. Ясное определение общих целей и задач организации помогает выстраивать единое видение, согласовывать действия и приоритеты.

⚡️ Разработка справедливой системы мотивации. Она должна быть основана на объективных критериях и зависима от вклада сотрудника в общий результат. Справедливое поощрение за хорошую работу, как правило, мотивирует людей, в результате чего их поведение меняется в лучшую сторону.

        Межличностные методы

        Межличностные методы нужны для того, чтобы каждый сотрудник выбрал тактику поведения, не ущемляющую его интересы. Варианты следующие:

        1. Уступчивость в конфликте. Она предполагает готовность отказаться от своих интересов и уступить другой стороне. Основная идея в сохранении гармонии и избегании конфронтации.

        2. Противоборство — это активное противостояние и защита своих интересов без учета интересов других сторон. Метод полезен в случаях, когда необходимо остановить недопустимые действия, но может усугубить конфликт.
        3. Сотрудничество: оно предполагает совместную работу и удовлетворение интересов всех сторон.

        4. Принуждение — использование власти или авторитета для того чтобы заставить принять свою точку зрения. Оно может быть эффективно в критических случаях: когда нужно быстро принять важное решение, когда есть угроза безопасности людей или грубые нарушения правил компании. Но нужно понимать, что принуждение вызывает недовольство и снижает мотивацию, поэтому если в нем нет нужды, лучше выбрать другой метод управления конфликтной ситуацией.

        5. Решение проблемы. Этот метод включает анализ основных причин конфликта, поиск решений и выбор наилучшего варианта, от которого все будут в выигрыше.

        Переговоры

        Переговоры как метод управления конфликтами в коллективе один из самых эффективных. Конструктивный диалог между сторонами позволяет участникам спора найти общее понимание, как достичь компромисса. Правда, прийти к переговорам конфликтующим не всегда просто. Поэтому руководителю как представителю нейтральной стороны нужно их подтолкнуть.

        Ответные агрессивные действия

        Это методы, в которых конфликты решаются с позиции силы. Как и в случае с принуждением их лучше не использовать без острой необходимости. Только тогда, когда ничего другое не помогает.

        3 основных подхода (способа) управления конфликтами в организации

        В конфликтном менеджменте существует 3 основных подхода: уход, подавление и управление.

        1. Уход от конфликта (Avoidance). Это когда конфликтующие стороны избегают прямого взаимодействия и игнорируют проблему. Такое поведение может быть полезно тогда, когда проблема несущественная или временная, и ее решение не стоит того, чтобы тратить время и ресурсы. Однако если постоянно уходить от конфликтов, недовольство будет нарастать, перерастать во враждебность, в результате команда просто распадется.

        2. Подавление конфликта (Suppression) — это стратегия, при которой одна сторона стремится доминировать и «выиграть» за счёт другой стороны. Полезно в ситуациях, где необходимо принять сложное решение или связанное с большими рисками. Однако это может вызвать сопротивление «проигравшей» стороны.

        3. Управление конфликтной ситуацией (Management) — это стратегия, при которой руководитель помогает обеим сторонам найти компромисс и договориться.
        Выбор подхода к управлению конфликтом в организации зависит от конкретной ситуации. Универсальное и самое оптимальное решением в большинстве случаев — применить конструктивные методы, такие как диалог, переговоры и сотрудничество.
        Алексей Молчанов
        Основатель Envybox и РУС КВАНТ

        Этапы управления конфликтом

        Как составить алгоритм управления конфликтом? Что делать, чтобы не спровоцировать еще большие проблемы и решить всё переговорами? Разбираем этапы управления конфликтом:
        1. Обнаружение. Будьте внимательны, чтобы вовремя заметить назревающий конфликт. Обращайте внимание на изменения в поведении сотрудников, снижение продуктивности или напряженность в общении.

        2. Анализ. После того как конфликт обнаружен, определите ключевые стороны конфликта, их интересы и позиции, а также причины.

        3. Выбор стратегии решения. Она может быть направлена на сотрудничество, уклонение, соревнование или компромисс, в зависимости от специфики конфликта.

        4. Применение стратегии. То есть, использование конкретных методов управления конфликтами.
        5. Проверка и мониторинг. После применения стратегии оцените ее эффективность и продолжайте мониторить ситуацию, чтобы убедиться, что конфликт был успешно разрешен.

        6. Восстановление. Важный аспект управления межличностными конфликтами состоит в том, чтобы восстановить позитивную рабочую атмосферу после конфликта. С этой целью проведите мероприятие по укреплению командного духа.

        7. Профилактика. На финальном этапе важно разработать и реализовать стратегии предотвращения будущих конфликтов: усовершенствовать процедуры общения, обучить сотрудников навыкам переговоров, изменить систему мотивации и т. д.
        Помните, что управление конфликтами не означает единоразовое решение проблемы. Скорее, это постоянная практика, которая позволит построить сплоченную и сильную команду, которая каждый день будет двигать компанию вперед.
        Алексей Молчанов
        Основатель Envybox и РУС КВАНТ
        Систематизируйте бизнес в РУС «Квант»: создайте новую точку зрения на управление, узнайте гораздо больше инструментов для квантового роста и работайте в системе, где задачи выполняются без вашего участия.

        РУС «Квант» это:

        1. Обучение управлению. Обучаем эффективному управлению организацией, персоналом и финансами.

        2. Программное обеспечение. Описывайте и автоматизируйте бизнес-процессы, ставьте повторяющиеся задачи и будьте уверены, что 100% идей воплощаются.

        3. Контроль. Предоставляем сотрудника-коммуникатора, который контролирует исполнительскую дисциплину в вашей компании.

        Оставьте заявку на консультацию

        И узнайте, как систематизировать ваш бизнес