Как селлеру на маркетплейсе за 4 шага вырасти в доходе в 2-10 раз, внедрив систему управления бизнесом? Разберем готовую схему, которая подойдет даже небольшим компаниям с штатом 3-4 человека.
Почему у селлеров на маркетплейсе не получается расти?
Предприниматель не может уйти из операционки и заняться развитием бизнеса. Большая часть времени уходит на «дожим» задач: обсуждение, контроль, доведение до завершения.
Нет единой системы коммуникаций,задачи ставятся в разных мессенджерах, часто теряются. Из-за этого часть идей не реализовывается.
«Ручное» управление, из-за которогоне видно пробелов в системе. Сложно быстро исправлять ошибки.
Регламенты не прописаны или давно не обновлялись. Их изучение - чистая формальность. Много времени уходит на обучение и адаптацию новых сотрудников.
Низкая эффективность сотрудников из-за того что нет единой системы, они «дергают» друг друга по мелочам.
И знаете, что обидно?
У собственника могут быть действительно стоящие идеи, хорошие результаты и видение, где его незаработанная прибыль. А он распыляется и не реализовывает это. Лечится эта «болезнь» при помощи систематизации бизнеса за 4 шага.
Шаг 1. Создание структуры компании
В несистемных компаниях задачи привязываются к должностям или отделам. Почему это плохо? Потому что в этом случае проблематично перераспределить задачи или заменить сотрудника без перестройки системы.
А как лучше?
Деятельность компании лучше описывать по функциям. Рассмотрим шаблон оргструктуры системы Квант.
Если вы занимаетесь продажами товаров на маркетплейсах, у вас будет примерно такая структура: аналитика, отдел закупок, менеджмент Wildberries, маркетинг, склад, HR, финансы.
Дальше для каждой функции описывается ожидаемый результат и прикрепляется ответственный.
Преимущество такого подхода в том, что не меняя структуру компании вы в любой момент можете заменять сотрудников или перепоручать задачи.
Шаг 2. Описание повторяющихся задач
Зачем описывать повторяющиеся задачи?
80% задач, которые выполняет команда селлера на маркетплейсе, повторяющиеся. Закупка товара, контроль остатков, оптимизация рекламной кампании, работа с отзывами и многие другие.
Это те задачи, которые нужно выполнять постоянно с определенной цикличностью (раз в день, неделю, месяц).
Во многих компаниях они прописываются вручную, соответственно, есть риск какие-то не выполнить или выполнить невовремя.
Рассмотрим пример. Допустим, руководитель ушел в отпуск и поставил задачу менеджеру WB каждый день готовить отчет о количестве созданных карточек товаров. Первый день выполнил, второй тоже, на третий забыл, на четвертый «забил». Руководитель не может проконтролировать ситуацию, он не может нормально отдохнуть и вынужден напоминать и ждать ответа.
А если бы у нас была прописанная повторяющаяся задача на функцию «Менеджмент Вайлдберрис», сотрудник бы о ней не забыл. И не проигнорировал бы. Благодаря следующему шагу.
«На третий день забыл, на четвертый забил»
Еще один пример. В сфере продаж товаров на маркетплейсах важно участвовать в акциях. Один из наших клиентов с оборотом 16 млн. в месяц как-то рассказал, что не успел принять участие в акции (для этого нужно было нажать пару кнопок).
В итоге он посмотрел стоимость товара у конкурентов, сравнил и посчитал. Из-за того что вовремя не воспользовался акцией, он потерял 20 млн. руб. (!)
«20 млн. руб. за пару кликов...»
Чтобы сохранить свои деньги, опишите повторяющиеся задачи и 1 раз внесите их в систему. В дальнейшем они будут выполняться в 100% случаев.
Шаг 3. Подключение коммуникатора
Собственник не должен заниматься контролем исполнения задач. Он должен заниматьсяразвитием бизнеса и увеличением прибыли.
Коммуникатор — это человек, который контролирует выполнение задач. В случае срыва сроков или нарушения правил коммуникации он связывается с сотрудником и напоминает о незавершенном деле.
В РУС Квант мы предоставляем такого коммуникатора компаниям, чтобы освободить время и внимание владельца.
Контроль делегируйте коммуникатору
А коммуникатор не может забыть про задачу?
На предыдущих этапах мы прописали структуру компании и повторяющиеся задачи. Система устроена так, что пока мы не поменяем статус задачи, она не закроется и не пропадет.
Если какая-то из них просрочена, коммуникатор получает уведомление и звонит или пишет сотруднику с напоминанием.
Система работает как часы. Поскольку процессы автоматизированы, исключена возможность о чем-то забыть.
Благодаря коммуникатору 100% задач выполняются «сами собой»
Сколько времени у собственника/руководителя занимает порой стандартная проверка работы с отзывами:
зайти, проверить, есть ли ответы на отзывы;
напомнить, что нужно ответить;
зайти через час и узнать, что задача не выполнена;
напомнить еще раз;
убедиться, что работа проведена.
И это одна задача, которая при наличии коммуникатора могла бы решиться «сама собой», то есть без участия собственника/руководителя. А сколько еще таких мелких коммуникаций по 15-20 минут он ведет в день?Представьте, насколько полезно будет освободившиеся пару часов выделить на стратегические задачи.
Шаг 4. Внедрение регламентов
В системе управления бизнес-процессами организации важно четко регламентировать каждый процесс.
В большинстве компаний регламенты есть, но...
❌ Далеко не всегда обновляются. Нововведения переходят из уст в уста, хранятся или только в голове, или в разных папках/документах.
❌ Далеко не всегда читаются. HR нанимает нового сотрудника, тот бегло пролистывает и подписывает, не особо вникая.
Регламенты есть? А если найдем?
В итоге приходится тратить много ресурсов на обучение и адаптацию новых сотрудников.
Как правильно прописать регламенты?
Продать идею их важности сотрудникам. Донести до них мысль, что это сильно экономит время. Все будет в одном месте, и, например, инструкцию по публикации отзыва не придется искать в 10 папках.
Подробно прописать их. Собственник прописывает общие регламенты, а остальные сотрудники — регламенты по своим функциям. Маркетологи — свои, финансисты — свои, менеджеры — свои и т.д.
Обеспечить быстрый доступ к ним. Сотрудник не должен тратить много времени на поиски. В системе Квант вся информация в одном месте.
Вовремя обновлять информацию. Все нововведения должны сразу фиксироваться в систему, чтобы регламенты были всегда актуальны.
Ввести обязательное тестирование.В ходе обучения сотрудник должен не только знакомиться с информацией, но и запоминать ее. Тест в конце мотивирует погружаться в процесс обучения.
Прописанные регламенты гарантируют, чтоинформация будет передаваться без искажений.
В этом случае новичок сможет самостоятельно обучаться и выполнять задачи по инструкции. А значит, достигать тех же результатов, что и предыдущий сотрудник.
"Выход — прописать регламенты"
Если вы пройдете эти 4 шага, то:
Увидите, как рутинные задачи выполняются сами собой;
Вернете фокус на стратегические задачи;
Ускорите процесс поиска и устранения ошибок;
Оголите работу сотрудников, сделаете ее более эффективной;
Поймете свои точки роста.
А самое главное — это поможет вам в перспективе вырасти в 2-10 раз!