Стратегическое планирование: польза, этапы, структура

Когда в организации нет стратегического плана, то ее отделы и сотрудники иногда занимаются «перетягиванием каната». Каждый что-то делает, достигает каких-то частных результатов, но тащит компанию каждый в свою сторону.

Собственнику приходится расставлять приоритеты и решать рутинные вопросы. В итоге компания не развивается, стоит на одном месте. Чтобы вся команда двигалась синхронно и в одном направлении, достигала целей, нужен стратегический план.
Стратегическое планирование на предприятии — это комплекс действий, которые позволяют определить цели компании и методы их достижения с учетом внутренних и внешних факторов. Цель стратегического планирования — повысить эффективность бизнеса.
Автор статьи — Алексей Молчанов
Основатель Envybox и РУС КВАНТ

Преимущества стратегического планирования

  • 1
    Синергетический эффект
    Когда понятны приоритетные направления развития, нет «перетягивания одеяла». Все сотрудники и отделы работают слаженно.
  • 2
    Мотивация сотрудников
    Каждый член команды понимает, что развитие компании дает ему лично большие возможности для карьерного роста. И работает быстрее и эффективнее.
  • 3
    Актуальные управленческие решения
    В процессе работы над стратегическим планом проводится анализ внешней и внутренней среды. Часто это помогает увидеть имеющиеся риски и возможности и способствует своевременному принятию необходимых мер.
  • 4
    Оптимизация деятельности
    Компания получает максимум прибыли при минимальных затратах.

Основные этапы стратегического планирования

1. Определение миссии и цели организации

Первый шаг — подготовительный, но очень важный. От правильного определения миссии и постановки цели будет зависеть будущее вашей организации. Итак, давайте разберем определения.

Миссия — это причина, по которой компания существует. Для того чтобы ее определить, выясните, кто ваша целевая аудитория, и какие ее потребности вы закрываете. В качестве примера приведу миссию Генри Форда, он ее определил как «Предоставление людям дешевого автотранспорта».

        Также для того чтобы выбрать стратегию развития, нам нужен ориентир, в его роли выступает цель компании. И ее нужно правильно обозначить. Цель — это желаемый результат, к которому вы хотите прийти через определенное время. Она должна быть согласована с миссией.
              Кто-то считает, что цель компании — это деньги. Давайте подумаем. Представьте, если бы вы точно знали, что вы заработаете много денег, если откроете кладбище, вы бы открыли? Большинство предпринимателей, у которых я это спрашивал, отвечали отрицательно. Значит, это вопрос не финансовый?

              Вы ведь даете людям какую-то пользу и получаете вознаграждение. Значит, эта польза — первопричина, а деньги — следствие. Поэтому не привязывайтесь к ним, сформулируйте цель компании, исходя из ценности, которую вы даете клиентам. Цель должна отвечать на вопрос: какого результата мне нужно достичь, в какой точке оказаться, чтобы изменить мир в лучшую сторону?

              2. Стратегический анализ

              Это тоже подготовительный этап планирования, потому что невозможно понять, куда двигаться, если вы не знаете, где находитесь. Как понять свои «координаты», то есть свое текущее состояние? Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду, в числе обязательных факторов:

              1. Отрасль — особенности, объем развития, проблемы.

              2. Рынок потребителей — изучить поведение и предпочтения клиентов, понять, чего они ожидают. Многие предприниматели, например, стараются повысить качество продукта, не задумываясь, нужно ли это целевой аудитории. Возможно, качество клиентов устраивает, а не хватает дополнительных услуг.

              3. Отзывы сотрудников: насчет продукции, бизнес-процессов, культуры компании.

              4. Потенциал бизнеса.

              Есть много методов для анализа, в этой статье рассмотрим очень эффективный и популярный SWOT-анализ.
                    SWOT-анализ — метод стратегического анализа для исследования факторов, которые прямо или косвенно влияют на бизнес. Он помогает оценить текущее состояние компании, увидеть угрозы и перспективы.

                    Расшифровывается SWOT так:

                    Strengths
                    – сильные стороны бизнеса
                    Weakness – слабые стороны бизнеса
                    Opportunities – возможности внешней среды
                    Threats – угрозы внешней среды.

                    Приступим к анализу: определите сильные, слабые стороны вашей компании, а также возможности и угрозы внешней среды. Собрать эту информацию вам помогут вопросы ниже.
                    ➕ Сильные стороны:

                    1. В чем ваши конкурентные преимущества?
                    2. Что у вас получается хорошо?
                    3. Какие у вас самые ценные внутренние ресурсы?
                    4. Какими материальными активами обеспечена ваша компания?


                    ➖ Слабые стороны:

                    1. Что делают конкуренты такого, чего не делаете вы?
                    2. Что у вас получается плохо?
                    3. Какие у вас потребности? Каких ресурсов / процессов / продуктов вам не хватает?
                    4. Какие факторы / условия не дают вашей компании расти и развиваться?
                    5. Что можно усовершенствовать (процессы, продукт)?


                    ➕ Возможности:

                    1. Какие резервы имеет ваша компания?
                    2. Чему можно научиться?
                    3. Как сильные стороны и преимущества компании могут помочь ей занять лидирующие позиции и увеличить прибыль?
                    4. Есть ли тенденции, которыми компания сможет воспользоваться в перспективе?


                    ➖ Возможные угрозы:

                    1. Когда и какие риски могут возникнуть?
                    2. Какие конкуренты «вытесняют» компанию?
                    3. Как слабые стороны подвергают предприятие риску?
                    4. Какие форс-мажоры могут произойти?

                    3. Выбор стратегии

                    Итак, мы разобрались с тем, где находимся. Теперь определяем направление, в котором будем двигаться в будущем.
                          Учитывая все данные, которые вы «добывали» на предыдущих этапах, обозначьте для себя:

                          • какая у вас главная проблема / задача, какое препятствие вам мешает ее решить / реализовать;
                          • с помощью чего вы планируете это сделать;
                          • в какие сроки хотите уложиться.

                          А чтобы вам было легче определить, каким вы пойдете путем, разбираем основные виды стратегий компании.
                          Есть три основные стратегии, которые направлены на развитие предприятия:

                          1. Стратегия концентрированного роста. Ее суть в том, чтобы сделать продукцию более качественной и захватить большую долю рынка.
                          2. Стратегия диверсификации. Это про то, чтобы «не класть все яйца в одну корзину». Стратегия предполагает, что организация будет выводить на рынок новые продукты, открывать новые направления или развиваться за счет добавления новых структур.
                          3. Стратегия интеграции — это когда компания развивается за счет объединения с другими, это могут быть поставщики, конкуренты или организации-покупатели.

                          Также есть два основных вида, направленных не на развитие:

                          1. Стратегия стабилизации. В этом виде в приоритете удержание позиций на рынке, основные задачи — повысить качество обслуживания и сохранить доверительные отношения с постоянными клиентами. Кардинальные изменения в компании не предполагаются.
                          2. Стратегия сокращения и ликвидации — когда нет других вариантов, то важно грамотно спланировать закрытие структурных подразделений и распродажу активов.

                          Опираясь на выбранную стратегию, поставьте себе конкретную цель или цели. Она / они должны решать главную проблему, которая есть у вас сейчас.
                          Допустим, вы поняли, что проигрываете из-за узкого ассортимента. В таком случае цель может звучать как «Увеличить товарный ассортимент на 100 позиций в течение 3 лет».

                          Еще варианты целей:

                          1. Открыть новую точку и увеличить прибыль в 2 раза в течение 2 лет.
                          2. Подготовить и вывести на рынок 20 новых продуктов в течение 3 лет.
                          3. Уменьшить расходы на производстве на 20% до 2025 года.
                          4. Стать лидером продаж в г. Екатеринбург.
                          5. Увеличить долю рынка на 10%.

                          Постарайтесь уложиться в 1 предложение, используйте цифры и конкретику. Целей может быть и несколько, главное, чтобы они были реально достижимы.
                          Алексей Молчанов
                          Основатель Envybox и РУС КВАНТ

                          4. Составление и реализация стратегии

                          На этом этапе разрабатываются разные составляющие стратегического планирования, к ним относятся задачи, тактики, правила, бюджет и др.
                                Задачи

                                Определите список задач для реализации вашей цели или целей. Например, чтобы стать №1 по продажам в своем в городе, нужно:

                                • открыть новые точки;
                                • нанять руководителя отдела маркетинга;
                                • закупить оборудование;
                                • привлечь новых партнеров;
                                • расширить отдел продаж, внедрить новые инструменты.
                                Тактики

                                Цели написаны, задачи поставлены, значит, пора переходить к тактике. То есть, нужно запланировать конкретные действия, которые вы будете выполнять.

                                Основное правило разработки тактики — фокус на конечный результат. Тактические действия должны быть направлены на достижение конечных целей компании, а не просто на выполнение текущих задач.
                                Правильно составленная тактика:

                                • идет на пользу общему развитию компании;
                                • охватывает небольшой промежуток времени;
                                • поддается анализу, ее результат легко оценить по определенным показателям;
                                • учитывает ресурсы компании;
                                • содержит конкретику: цифры, даты, точные формулировки.

                                Например, для отдела продаж можно прописать следующие тактические действия:

                                • нанять 20 менеджеров по продажам;
                                • внедрить CRM;
                                • разработать воронку продаж;
                                • скорректировать скрипт;
                                • внедрить измерение конверсии на всех этапах воронки.
                                В отличие от стратегического плана, тактики могут продумывать руководители отделов, а владелец — только согласовывать их.
                                Политика
                                При составлении стратегии учитывайте политику организации — систему ее принципов и ценностей. Это общие положения, которые определяют, как сотрудники могут и не могут действовать в той или иной ситуации. Разрабатывается политика компании владельцем совместно с руководителями подразделений.

                                Правила
                                Если политика компании оставляет сотруднику некоторую свободу, то правила или стандарты компании ее ограничивают. Они регламентируют работу всех сотрудников — от продавца до ТОПового руководителя.

                                Бюджет
                                Одна из приоритетных задач стратегического планирования — эффективное использование имеющихся ресурсов.
                                После того, как вы сформулировали генеральные цели и озвучили их руководителям, поручите им расчет тактических планов и смет. По итогам согласуйте распределение средств, при необходимости внесите корректировки. Составьте таблицу со статьями расходов и источниками финансирования.

                                5. Контроль реализации стратегии

                                Это завершающий этап, но он самый важный. Теперь вам как собственнику необходимо контролировать, чтобы стратегия стала планом и в конечном итоге результатом.

                                Рекомендую создать таблицы — общую по всей компании и локальные по отделам — с ключевыми показателями, на которых нужно сейчас фокусироваться — так будет проще связать цели высокого уровня с ежедневной работой и отслеживать динамику. Рекомендую внедрить инструмент «Рука на пульсе», более подробно о нем читайте в этой статье. Он позволяет контролировать выполнение сотрудниками плана, вовремя корректировать действия и добиться целей.

                                      Структура стратегического плана

                                      Стратегическое планирование — это не просто направление развития, в рамках этого процесса создается набор документов. Его обычно создают на 3-5 лет и больше, описывается (в идеале) 3 варианта развития событий: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. Его структура включает:

                                      ⚡️ цели и миссию компании;
                                      ⚡️ анализ внешней среды;
                                      ⚡️ внутренний анализ;
                                      ⚡️ стратегические цели;
                                      ⚡️ тактики;
                                      ⚡️ бюджет;
                                      ⚡️ методы и процедуры контроля;
                                      ⚡️ политику организации, правила.

                                      Это базовая структура, ее можно по необходимости сокращать или дополнять нужными разделами.

                                      5 принципов стратегического планирования

                                      1. Стратегический план — не единый документ, а система взаимосвязанных документов. Разрабатывайте общие направления развития, планы для отделов и конкретных проектов. Тогда они будут понятным руководством в управлении.

                                      2. Опирайтесь только на достоверные данные, которые прошли аналитическую обработку. Стратегическое или долгосрочное планирование определяет деятельность компании на несколько лет вперед, поэтому нельзя для его составления опираться на мнение или ощущение. Только на реальные показатели.
                                      3. «План — ничто, планирование — всё» (Дуайт Эйзенхауэр»). Слышали эту цитату? У нас все аналогично: не стремитесь создать план один раз и строго его придерживаться. Это живой инструмент, который вы уже будете редактировать и улучшать в зависимости от ситуации на рынке и своего видения.

                                      4. При формировании плана важны структура, контроль и последовательность. Продумывать его, ставить задачи и следить за динамикой изменений удобно в системе «Квант».
                                      5. Стратегическое планирование должно охватывать длительный период времени, 3-5 лет. Для реализации какой-то небольшой инициативы его использовать нет смысла, это инструмент более общего уровня.
                                      Систематизируйте компанию в РУС «Квант», нанимайте операционного директора и станьте бизнесменом, а не ремесленником.

                                      РУС «Квант» это

                                      1. Обучение управлению. Обучаем эффективному управлению организацией, персоналом и финансами.

                                      2. Программное обеспечение. Описывайте деятельность компании по функциям, автоматизируйте бизнес-процессы, ставьте повторяющиеся задачи и будьте уверены, что 100% идей воплощаются.

                                      3. Контроль. Предоставляем сотрудника-коммуникатора, который контролирует исполнительскую дисциплину в вашей компании.

                                      Оставьте заявку на консультацию

                                      И узнайте, как систематизировать ваш бизнес