Главное про ключевые показатели эффективности (KPI): что такое, когда помогают, когда мешают

Содержание статьи
Запишитесь на онлайн-экскурсию по системе «Квант»
Поделиться
Ссылка скопирована
https://rus-systema.ru/blog/kluchevye-pokazateli-effektivnosti
Михаил Белокоз
Эксперт по систематизации и маркетингу в КВАНТ+
Система KPI неоднозначна. С одной стороны, она позволяет измерять производительность команды и видеть результаты конкретного отдела или сотрудника. С другой — одержимость цифрами может сыграть злую шутку и вызвать обратный эффект — например, разрушить репутацию организации.
Сегодня будем разбирать, что такое ключевые показатели эффективности, как их разработать и внедрить, а также разберем печальный опыт и ошибки крупных компаний, которые разработкой системы KPI только навредили себе.

Что такое ключевые показатели эффективности простыми словами

Аббревиатура KPI расшифровывается как Key Performance Indicator, в переводе с английского — ключевые показатели эффективности. Это метрики, которые помогают измерить производительность компании и ее отдельных составляющих, например, департаментов, отделов, сотрудников, за определенный период времени. Благодаря этим показателям можно следить, движется ли бизнес к своим целям, и как быстро.
Примеры KPI: конверсия, уровень удовлетворенности клиентов, средний чек и пр.

Для чего нужны KPI?

✅ Измерение производительности. Глядя на конкретные цифры можно сделать выводы о производительности конкретного отдела / сотрудника — на основе фактов, а не субъективного мнения.
✅ Эффективное управление компанией. Система KPI позволяет адекватно планировать объемы и темпы продаж или проведение какой-либо другой работы. Руководителю становится проще контролировать действия команды, отслеживать отклонения от плана и вовремя принимать меры.
✅ Мотивация и предоставление обратной связи команде. Внедрение KPI и регулярное отслеживание результатов также нужны для того чтобы разработать справедливую систему мотивации. Бонус за выполнение плана стимулирует людей работать с полной отдачей.
✅ Порядок в бизнес-процессах. Система KPI отражает, какие бизнес-процессы происходят в компании, кто за них ответственный, и как они в целом работают.

Виды KPI

Ключевые показатели можно классифицировать по-разному. Условно поделим их на 4 вида:
1. Метрики результата, это количественные и качественные показатели, которые отражают конечный результат деятельности. Все мы понимаем, что бизнес — это про деньги. Поэтому метрики результата часто связаны с финансовыми показателями, такими как выручка, прибыль, рентабельность и доля рынка.
2. Метрики затрат. С их помощью измеряют количество затраченных ресурсов: денег, времени, сырья и т. д. Основная цель — оптимизировать бизнес-процессы, то есть, снизить расходы и сократить сроки выполнения работы. Примеры таких KPI: стоимость лида, сроки доставки, расходы на рекламу.
3. Метрики производительности, они показывают, какой результат был произведен за единицу времени. Например: количество обработанных менеджером заявок за день, количество товаров, произведенных бригадой за 1 месяц.
4. Метрики эффективности, это отношение результата к затраченным ресурсам. Давайте разберем, в чем отличие эффективности от производительности.
Допустим, Оля и Наташа работают на заводе по производству одежды. В течение дня они (условно) изготовили по 5 пиджаков одной модели. Производительность у них будет одинаковая: результат, произведенный за единицу времени, одинаковый. Но предположим, что Оля использовала 10 м ткани, а Наташа 15 м, не все у нее получалось с 1 раза. Так как Оле потребовалось меньше ресурсов для выполнения той же задачи, эффективность у нее выше.
Метрики эффективности показывают, как расходуются ресурсы компании, такие как время, материалы и трудовые ресурсы. Например: время цикла производства, рентабельность затрат на маркетинг, процент брака.
Также KPI можно классифицировать по времени оценки. Существуют:
1. Опережающие KPI — это индикаторы, по которым можно предсказать будущие результаты компании. Например, количество новых контрактов, оно может указывать на будущий рост продаж или расширение рынка.
2. Запаздывающие KPI связаны с уже выполненными результатами. Опираясь на них мы можем оценить эффективность предпринятых мер.

Скачайте бесплатно регламент «Принятое решение»

Инструмент, который поможет взращивать ответственную и результативную команду.

4 основных этапа внедрения и использования KPI

Этап 1. Определение ключевых показателей

1.1. Сформулируйте цель. От цели будет зависеть, какие метрики нужно внедрять именно в вашей случае. Что вам необходимо в ближайшее время? Снизить «текучку»? Увеличить прибыль компании? Снизить количество брака на производстве? Подробнее о том, как формулируется бизнес-цель, читайте здесь.
1.2. Определите, какие факторы влияют на достижение цели. К примеру, выручка организации зависит от среднего чека, количества заключенных сделок, конверсии. Чем больше кросс-товаров продаст менеджер, тем большая сумма поступит на счет.
Выпишите список показателей.
1.3. Определите норму для каждого показателя. Для ориентира можно взять данные за предыдущий период и установить конкретную цифру, к какому результату нужно прийти. Посоветуйтесь с руководителями отделов и ключевыми сотрудниками, они подскажут, какое значение более реально.
Каким критериям должна соответствовать норма:
  • конкретика: показатели должны быть конкретными, в виде числа, процента или индекса;
  • измеримость: проверьте, чтобы выбранную метрику можно было измерить или посчитать;
  • достижимость: цифра должна быть реальной, не пытайтесь прыгнуть выше головы;
  • релевантность: показатель способствует достижению цели, по нему можно посмотреть динамику движения к ней;
  • ограничение по времени: можно отследить результаты за конкретный период.

Этап 2. Построение матрицы KPI

При работе с KPI используется специальная таблица, называется матрица. Она собирает все показатели в единую систему, учитывая, насколько важен каждый из них, и позволяет делать выводы о результате. Сейчас мы научимся ее составлять. Матрица состоит из таких элементов:
0. «KPI» — названия показателей.
1. Вес — это значимость показателя для бизнеса. Каждой метрике нужно поставить оценку от 0 до 1 с условием, что сумма всех оценок должна равняться 1.
2. База — это минимальное значение показателя. Устанавливайте его, опираясь на правило, что если значение меньше, значит, работа выполнена неудовлетворительно / некачественно.
3. Норма — это средний результат по показателю за предыдущие периоды.
4. Цель — это конечный результат, которого организация / отдел / сотрудник планирует достичь в текущем периоде.
5. Факт — реальное значение на текущий момент.
6. Индекс KPI — разница между тем, что планировалось, и тем, что получилось. Считается по формуле Факт / Цель * 100%.
7. Коэффициент результативности — это общий результат по всем показателям, учитывающий вес каждого. Посчитать можно по формуле: индекс KPI 1 * вес KPI 1 + индекс KPI 2 * вес KPI 2 + индекс KPI 3 * вес KPI 3.
Если коэффициент равен 1, это означает 100%-ю результативность. Также можно сразу считать в процентах, как в нашем примере:
По желанию столбцы «База» и «Норма» вы можете убрать. Они нужны для ориентира, чтобы не ошибиться и не поставить неадекватную цель.

Этап 3. Разработка системы мотивации

Когда сотрудники получают только оклад, у них нет мотивации выполнять план. Если менеджер по продажам получит одинаковую зарплату при продаже 5 и 10 товаров, будет ли он изо всех сил стараться продать 10? Вряд ли.
Поэтому продумайте систему мотивации, которая будет учитывать вклад сотрудника в общий результат. Не старания и не попытки, а результаты. Считайте продуктивность каждого и поощряйте лучших работников материальными и нематериальными «мотиваторами».

Этап 4. Внедрение KPI через согласие сотрудников

Хорошо продумать систему KPI — полдела. Важно еще грамотно ее внедрить. Какой бы правильной и хорошей не была идея, если вы неправильно ее донесете до сотрудников, она не приживется.
Многие руководители внедряют систему KPI по принципу «я так сказал». Играют в игру «барин и холопы»: дают указания и считают, что сотрудники должны беспрекословно подчиняться. А они чаще всего сопротивляются нововведениям.
Как лучше действовать, чтобы избежать саботажа:
1. «Продать» сотрудникам идею, рассказать о выгодах: ведь благодаря KPI можно получить хорошие бонусы за достижение результата.
2. Не пугать новизной, все новое часто вызывает сопротивление. Лучше говорить, что все будет по-старому, только чуть-чуть лучше.
3. Действовать последовательно. Если вы придете к сотрудникам и скажете, что с завтрашнего дня начнете контролировать 15 показателей, они, скорее всего, запутаются в этом. Не спешите, действуйте пошагово.
Если изначально создать правильную точку зрения у сотрудников, они сами захотят работать по новой системе.
Как внедрить новый инструмент без саботажа?

Один из наших клиентов рассказывает, что столкнулся с неприятием сотрудниками системы управления. Зачем фиксировать задачи в какой-то программе, если можно поставить ее в «вотсапе»? Это же быстрее.

Мы помогли провести для команды презентацию, донести до них пользу нового инструмента и внедрить систему через согласие. Результаты читайте здесь.

Примеры целевых показателей для разных отделов и функций в организации

Маркетинг:

  • кликабельность объявлений;
  • окупаемость маркетинговых затрат;
  • стоимость привлечения лида;
  • конверсия;
  • посещаемость;
  • время на сайте;
  • процент новых посетителей в сравнении с повторными.

Продажи:

  • объем продаж;
  • средний чек;
  • прирост продаж;
  • длительность цикла продажи;
  • возврат клиентов;
  • уровень конкуренции;
  • величина продаж по каждому продукту или услуге.

Управление персоналом:

  • уровень текучести кадров;
  • уровень удовлетворенности сотрудников;
  • количество и качество выполненных проектов;
  • время reonboarding (время, затрачиваемое сотрудниками на освоение новых процессов или технологий);
  • процент невыполнения KPI командой;
  • процент отклика на вакансии;
  • количество прогулов;
  • количество больничных.

Производство:

  • объем произведенной продукции;
  • сроки выполнения заказа;
  • количество брака.

Финансы:

  • прибыль;
  • количество затрат;
  • расходы;
  • себестоимость реализуемого продукта;
  • задолженность;
  • соотношение планируемого дохода к фактическому;
  • динамика выручки.

3 правила работы с KPI

Мы с вами обсудили систему KPI и рассмотрели примеры самых популярных показателей, которые стоит отслеживать. Но в работе с метриками важно помнить несколько правил:
  1. Нет цели контролировать 50 или 100 показателей. Отталкиваться нужно от целей компании и держать во внимании те, которые важны компании в данный момент.
  2. KPI должны быть реальными и адекватными. Возможно, вам кажется, что чем выше планку вы поставите, тем больше сотрудники будут стараться. Это не так. Если поставите нереальный план, то команда будет либо саботировать нововведение, либо всеми способами подтасовывать результаты.
  3. Вам нужно контролировать результаты системы KPI и при необходимости вносить изменения.

Как KPI убивает репутацию компании

Внедрение системы KPI не всегда идет на пользу компании. Например, фармацевтическая компания Mylan дорого поплатилась за реализацию этой идеи. В 2014 году совет директоров разработал схему компенсации для ТОП-менеджмента, по условиям которой руководители должны получать высокое денежное вознаграждение, если прибыль организации будет каждый год расти на 16%. Генеральный директор компании принимает решение повышать цену на инъектор — продукт, который приносит наибольшую прибыль. За 2 года его цена поднялась с $263 до $608. В результате это вызвало большое возмущение у общественности, привело к слушаниям в конгрессе и расследованию Министерства юстиции. Стоимость акций упала с $73 до $36, репутация компании сильно упала.
Другая история касается американского банка Wells Fargo. В 2011 году руководство поставило план продаж банковских продуктов. Мало того что он был нереальным, еще и за невыполнение «КПИ» наказывали: сотрудникам грозили отработки или даже увольнение. Предсказуемая реакция команды — мошенничество. Сотрудники подключали разные услуги клиентам без их ведома. Это вызвало бурю негатива, когда махинации вскрылись, компании пришлось попрощаться с 5300 сотрудниками, плюс это был сильный удар по репутации.
Это лишь 2 примера, есть много других, когда хирурги не хотят браться за сложных пациентов, полицейские — раскрывать запутанные дела. Испорченная статистика ведь означает взыскания, штрафы и может привести к увольнению.
Поэтому не нужно «поклоняться цифрам». Взвешивайте все «за» и «против» и придерживайтесь правил, описанных в предыдущих разделах.

Итоги. Плюсы и минусы системы KPI

Плюсы:
✅ Определение конкретных целей и измеримых показателей: «кипиай» позволяют четко определить, что именно нужно достичь и какие критерии использовать для оценки успеха.
✅ Мотивация и стимулирование сотрудников. Когда ясно установлены ожидания от работы сотрудников и прозрачны поощрения за результат, команда работает продуктивнее.
✅ Улучшение производительности и эффективности организации. KPI помогают выявить ключевые области, которые требуют улучшений, и сосредоточить усилия на достижении приоритетных целей.
✅ Легкость оценки прогресса: система показателей дает объективные данные, которые позволяют держать руку на пульсе.
✅ Легкость принятия решений. KPI помогают принимать решения, основанные на фактах, а не на мнении.
Минусы:
❌ Риск фокусировки на количественных показателях: внедрение KPI может привести к ситуации, когда качество работы или удовлетворенность клиентов отходит на второй план, а взамен приходит погоня за достижением количественных показателей.
❌ Риск игнорирования неизмеримых показателей. Некоторые важные показатели или качества сотрудников сложно измерить, и с внедрением KPI они могут уйти на второй план.
❌ Возможность манипуляции данными: сотрудники могут пытаться манипулировать данными или пренебрегать стандартами, чтобы достичь целей, связанных с KPI.
❌ Риск постановки неверных/неадекватных KPI. Как мы сегодня разобрали на примерах, это может сильно навредить репутации компании и снизить прибыль.

Систематизируйте компанию в системе Квант

все отчеты, показатели и метрики в одном месте
Описывайте повторяющиеся задачи, чтобы ни одна не потерялась и не забылась.

Создавайте регламенты, по которым сотрудники обучаются сами и решают вопросы, не отвлекая руководство.

Передайте функцию контроля нашему коммуникатору, и 100% задач будут доведены до логического завершения.

Что ещё почитать по теме

Оставьте заявку на консультацию

Перезвоним вам в ближайшее время и ответим на все вопросы.